Человеческий капитал

Введение к работе Актуальность темы исследования. Инвестиции в человеческий капитал в развитых странах мира выступают важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровнях. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки. Растут государственные расходы на систему образования, в рамках отдельных компаний и фирм все чаще организуется планомерная система непрерывного обучения всего персонала, который тем самым обретает четко обозначенные перспективы служебного продвижения и роста благосостояния. Расходы на подготовку кадров внутри фирмы рассматриваются администрацией не просто как издержки на воспроизводство рабочей силы, а как долгосрочные инвестиции, дающие отдачу и способствующие повышению эффективности деятельности предприятия. Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала. Кризис, переживаемый экономикой России, проявляется не только в падении производства, но и в деградации накопленного экономического и научно - технического потенциала. Экономический кризис коснулся и высокотехнологичных, наукоемких и социально ориентированных отраслей, в которых были заняты наиболее высококвалифицированные кадры. В связи с этим в последнее время обострилась проблема занятости высококвалифицированных специалистов, накопленный потенциал которых не находит достаточно полного применения. Сегодня фундаментом успешного развития российской экономики является человеческий капитал, а главным фактором успеха российских реформ становится создание условий для наиболее полного использования накопленного интеллектуального и профессионального потенциала страны.

Проект развития человеческого капитала

Резко возрос интерес экономической науки к человеческим способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально — экономических исследований.

Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

поэтому проблема эффективности формирования и использования человеческого Они выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал.

Основным критерием, характеризующим экономический рост в настоящее время, выступает показатель ВВП, имеющий значительные недостатки. В ВВП не могут быть отражены качественные характеристики жизни, являющиеся наиболее актуальными в условиях современного общества и при росте которого реальное благосостояние населения может снижаться. Подходы к определению человеческого капитала неоднозначны и дискуссионны.

Но человеческий капитал, охватывает прежде всего качественные характеристики и социальные аспекты развития экономики, поэтому более правильно использовать трактовку социально-экономического роста на макроуровне и социальной экономической эффективности производства — на микроуровне. Во-первых, затраты на образование, которые включают расходы на общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.

Теоретические постулаты и выводы свидетельствуют, что государству более выгодно инвестировать в человека, нежели этого не делать, так как в перспективе это приведет к росту эффективности всей национальной экономики.

инвестиции в человеческий капитал, Парламентская газета Автор: Однако решить их невозможно без формирования нового социокультурного типа личности как активного субъекта инновационной экономики, гражданского общества и правового государства. Требование времени В условиях технологичных и гуманитарных вызовов века востребованы не только образованные специалисты, но прежде всего граждане, способные самостоятельно принимать решения, уважающие законы, обладающие чувством ответственности и за свою судьбу, и страны в целом.

инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности.

Человеку отдается решающая роль в развитии экономики страны как носителю богатства, что предполагает максимальное и всестороннее использование человеческих ресурсов. Считается, что принципиальные идеи теории человеческого капитала были сформулированы А. Смитом, наибольшее развитие эта теория получила во второй половине прошлого века в работах Гэри Беккера, Якоба Минцера и др. Человеческий капитал рассматривается как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и функционирования рабочей силы.

В отечественной литературе отмечено, что качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Таким образом, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства.

Навыки и способности, приобретаемые индивидом, накапливаются в виде запаса. Человеческий капитал, как и любой физический капитал, может физически изнашиваться, терять свою стоимость экономически и амортизироваться. В качестве затрат, связанных с вложениями в человеческий капитал можно назвать следующие: Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких то выгод. Для работника - это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения.

Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий

А что это значит? Реклама Образование является ключевым фактором конкурентоспособности в современной экономике. Сегодня происходит стремительное развитие технологий и быстрое стирание межстрановых барьеров — не только в области торговли товарами, но и в области торговли услугами и идеями. На нынешнем этапе технологического развития и глобализации главными конкурентными преимуществами становятся когнитивные навыки, некогнитивные навыки, и особенно умение приобретать новые навыки.

инвестиции в человеческий капитал являются одним из важнейших источников способным находить эффективные пути решения проблем и др.

Категориальное содержание и виды человеческого капитала. Основные виды инвестиции в человеческий капитал. Функциональный кругооборот и оборот человеческого капитала. Методы оценки человеческого капитала. Анализ современного состояния человеческого капитала в России. Динамика инвестиций в человеческий капитал: Общетеоретические принципы и источники финансирования высшего образования. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал.

Как и зачем власти собираются умножать человеческий капитал

Общие знания и навыки Рисунок 1. Графическая модель сравнения оптимального и реального состояний человеческого капитала. В процессе разработки модели инвестирования в развитие человеческого капитала, на этапе оценки эффективности инвестиций, мы считаем целесообразным использование классических показателей инвестиционного анализа, которые адаптированы нами под рассматриваемый объект инвестиций - человеческий капитал. Самым распространенным показателем инвестиционных проектов является срок окупаемости.

В нашем случае, под сроком окупаемости мы будем понимать срок, прошедший с момента инвестирования средств в человеческий капитал до момента, когда доход от него станет равным первоначальным вложениям: При этом, показатель окупаемости используется в качестве дополнения к другим показателям, таким, как , который в нашем случае имеет вид:

И в этом смысле проблема инвестиций в человеческий капитал, проблема приобретения навыков и знаний становится ключевой не.

В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на одном из проблемных вопросов этой темы: Последние годы одной из наиболее обсуждаемых тем в бизнес-сообществе и среди экспертов является дефицит квалифицированных кадров. Предприниматели жалуются на нехватку сотрудников с нужной квалификацией, для привлечения специалистов они вынуждены повышать размеры их вознаграждения. Значит, работодателю становится невыгодным инвестировать в персонал.

Важно подчеркнуть, что речь идет не о дефиците рабочей силы вообще, а о дефиците рабочей силы определенной, достаточно высокой для своей ниши квалификации. Все эти утверждения свидетельствуют о структурном дисбалансе в качестве человеческого капитала российских работников и в спросовых характеристиках, предъявляемых российским бизнесом.

Надо сказать, что эта проблема многократно озвучивалась представителями Российского союза промышленного и предпринимателей, РСПП выработал ряд мер по преодолению дефицита, о которых я скажу чуть позже. И уже потом пытаться выработать рекомендации по повышению качества человеческого капитала. В экономике в целом проблема избытка рабочей силы встречается примерно в два раза реже, чем проблема дефицита, но с точки зрения конкретного предприятия и то и другое явление связаны с издержками.

Сергей Гуриев о месте России в борьбе за человеческий капитал

Проведен сравнительный анализ инвестирования в человеческий капитал в разных странах мира. . Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности.

На особом месте стоит проблема приоритетности инвестиций в « человеческий капитал», которая заключается в том, что исследователями.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям.

Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских.

Проблемы инвестирования в человеческий капитал

Повышение качества человеческого капитала в Республике Беларусь Оценки экспертов всех стран мира — от высокоразвитых до развивающихся и бедных — свидетельствуют о том, что отдача от человеческого капитала существенного превышает отдачу от физического капитала. По оценкам Всемирного банка, ещё в г. При этом он тем выше, чем более развитой становится экономика, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие самого человеческого капитала.

Благодаря более качественному образованию и развитости рынка труда люди активнее включаются в освоение новых знаний, компетенций и навыков, становятся более восприимчивыми и отзывчивыми к достижениям научно-технического прогресса, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам, заставляя работать высвободившуюся энергию социально-экономических кризисов на дальнейший рост и развитие.

В Беларуси имеет место дисбаланс между номинально высокими показателями уровня человеческого развития и низким уровнем душевого ВВП.

Поэтому инвестиции в человеческий капитал должны рассматриваться в двух Очевидно, что полноценно решить проблемы приращения капитала.

В современной инновационной экономике основой конкурентных преимуществ организации, в соответствии с теориями человеческого и интеллектуального капитала, является формирование человеческих ресурсов, позволяющих ей создавать, распространять и применять знания быстрее и эффективнее, чем конкуренты. Сегодня без эффективного управления людьми и знаниями ни одна организация не может рассчитывать на успех в конкурентной борьбе, и важнейшим источником роста рыночной стоимости компаний становятся их инвестиции в человеческий капитал.

Срок публикации - от 1 месяца. Сегодня без эффективного управления людьми и знаниями ни одна организация не может рассчитывать на успех в конкурентной борьбе, и важнейшим источником роста рыночной стоимости компаний становятся их инвестиции в человеческий капитал ЧК. Поэтому, на наш взгляд, проблема инвестирования в ЧК в организации требует рассмотрения с нескольких позиций рис. На основании синтеза категориального аппарата перечисленных направлений менеджмента мы можем выделить основные бизнес-процессы, характеризующие формирование и развитие человеческого капитала организации, далее — процессы инвестирования в человеческий капитал процессы ИЧК.

В основе наших рассуждений — жизненные циклы знаний, человеческих ресурсов и инвестиций в организации. Управление знаниями представляет собой процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении [2, С. Объект воздействия — совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенций, которыми обладают отдельные сотрудники организации и их группы, и которые имеют для организации потенциальную ценность, то есть интеллектуальная составляющая человеческого капитала организации.

Проблема инвестиций в человеческий капитал в профессиональном спорте

Современные проблемы сервиса и туризма. инвестиции в человеческий капитал — путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма В настоящее время Россия как крупная держава должна опираться на интеллектуальный потенциал своего общества, так как только высокое качество человеческого капитала позволит ей сохранить достойное место в ряду государств, способных активно реально влиять на мировые процессы. Говоря о современной ситуации в российской экономике, следует иметь в виду, что природно-ресурсный потенциал России в 2 раза превосходит потенциал США, в раз - Германии, в раз - Японии [1].

Однако реальная практика показывает, что огромные ресурсы, которыми располагает наша страна, используются недостаточно эффективно. Поэтому сегодня важно соединить возможности природно-ресурсного потенциала с резервами, связанными с человеческими ресурсами.

Долинца Д.М. инвестиции в человеческий капитал // В сборнике «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». — — с.

Методологическая основа исследования человеческого капитала 2. инвестиции в человеческий капитал: Показатели и оценка экономической эффективности инвестиций в человека 3. Человеческий капитал в России: Методологический аспект" Актуальность темы исследования определяется необходимостью нового взгляда на человека и человеческую жизнь как главные достояния российского общества и один из важнейших факторов достижения экономического прогресса.

Для России, делающей первые шаги в становлении рыночной экономики, важно осознать ключевую роль человеческого потенциала. Российская экономика идет по пути развития за счет сырьевых источников.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Образование и инвестиции В качестве одной из важнейших задач на ближайшие годы в концептуальных и программных документах, посвященных развитию образования, провозглашается привлечение инвестиций. Однако, прежде чем перейти в практическую плоскость, эта задача требует научного осмысления. В противном случае мы рискуем утонуть в океане недоразумений, непроясненной терминологии и, в конце концов, неэффективного и недостаточного финансирования развития образования.

инвестиции в переводе с экономического на человеческий язык — это надежда. Вложение денег, сил, ума, времени, энергии в какое-либо дело говорит о том, что инвестор надеется на счастливое будущее этого дела.

Динамика инвестиций в человеческий капитал: сравнительный анализ России Проблемы реформирования системы высшего образования в России.

Полоцкий государственный университет, Республика Беларусь Проблема инвестиций в человеческий капитал в профессиональном спорте Такой феномен как теория человеческого капитала содержит очень старые теоретические и методологические основы, тем не менее, это не умоляет того, что исследования данной проблемы являются одной из современных и довольно востребованных направлений развития.

Современная проблема человеческого капитала в экономической науке имеет достаточно неплохое освещение в научной, прикладной и учебной литературе. Понятие человеческого капитала как экономической категории считается одним из стержневых понятий в экономике на сегодняшний день, которые дают возможность для описания и объяснения через призму человеческих действий и интересов многих экономических процессов. Несмотря на долгую историю развития теории человеческого капитала, так и не было сформировано единого подхода к определению этого понятия и методам его оценки [3, с.

Говоря о человеческом капитале, невозможно не затронуть тему инвестиций в данный вид экономических ресурсов, а также их окупаемость. Ряд авторов посвятили работы этим исследованиям, так доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный создатель космической техники, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации Б.

Райзберг описывает инвестиции в социально-культурной сфере, отрасли науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта [4, с.

Человеческий капитал — инвестиции в себя